Заключение

  Между миром океана и миром суши множество различий. Хотя мы и считаем, что все вещество Земли кое в чем по­добно жидкости, но природа и поведение истинно жидкого океана все же очень сильно отличается от свойств пластич­ных земных недр или газовой атмосферы. Науки о море за­нимаются изучением формы океана, его происхождения, свойств и изменчивости водной среды и существующих в океане условий, способствующих развитию жизни.

  Морские формы жизни — их внешний вид, поведение, жизненные циклы — также сильно отличаются от соот­ветствующих наземных форм. В большой степени эти раз­личия обусловлены непрестанным движением океана; жиз­ненные циклы и поведение живых организмов должны быть тесно увязаны с подвижностью самой вмещающей их сре­ды. Малое разнообразие морских видов также объясняется непрерывным движением океана. А из-за того, что формы жизни в океане имеют в среднем малые размеры, первые два уровня той пирамиды, которую мы называем трофичес­кой цепью, - растения и растительноядные — это в основ­ном свободно дрейфующий планктон. Размеры тела у мор­ских организмов существенно меньше, чем у видов, встреча­емых на суше, так как вода — очень плотная среда: ее плот­ность в тысячу раз больше, чем плотность воздуха, т. е. той текучей среды, в которой существуем мы. Подробное знакомство с основными физическими свойствами воды — важная составная часть изучения наук о море.

  Инструменты анализа, используемые учеными-океанологами, сильно отличаются от инструментов, применяемых исследователями суши, не только потому, что океан посто­янно находится в движении, но и потому, что он слишком велик. Почти непреодолимые препятствия прогрессу наук о море обусловлены большой трудоемкостью и высокой стои­мостью извлечения полезных сведений из трехмерной био­сферы, по размерам примерно в 80 раз превышающей нашу собственную.

  Тем не менее, мы за короткое время далеко продвинулись в описании той роли, какую играют океаны на планете Зем­ля, и именно благодаря достигнутому в прошлом прогрессу мы располагаем теперь новыми знаниями об океанах, до­статочными, чтобы оформились перспективы их изучения. На горизонте таких перспектив находится наша конечная цель - понимание.