Введение в науку о море

  Прежде всего зададимся вопросом, зачем мы изучаем океа­ны. Почему читатель решил посвятить часть своего времени, отведенного на научное образование, изучению основ того сложного комплекса знаний, который мы называем океанологией? Однако эти вопросы, философ­ские по своей природе, требуют хорошо обоснованных отве­тов. Лучше для начала поставим следующие вопросы: «что такое океанология?» и «зачем нужно тратить время на изу­чение того, как действуют океанские системы?». Такого ро­да вопросы носят уже более практический характер, помо­гая читателю сосредоточить свое внимание на более реаль­ных вещах. Одна из реальностей состоит в том, что о космическом пространстве мы знаем больше, чем о внутреннем мире нашей планеты; карты поверхности Луны составлены с гораздо большей детальностью, чем карты дна земных океанов. И хотя мы сочиняем песни про звезды и лунный свет, мы поддерживаем свои физические и умственные си­лы, прожевывая бутерброды с рыбой и запивая их напитка­ми, в которые добавлена опресненная морская вода. Эту ре­альность труднее понять, чем самую «трудную» науку.

  Действительные причины изучения океанологии кроются в философии естествознания. Нет ничего более естественно­го, чем наша врожденная любознательность — желание уз­нать, как и почему именно происходит то, что происходит вокруг нас. Эта глава написана для того, чтобы ответить на некоторые из таких «как» и «почему».

Перспективы
Океаны и производство продуктов питания
Океаны и погода
Океаны и мировой климат - долгосрочная зависимость
Эксплуатация минеральных ресурсов океана
Морская биосфера
Заключение