Введение

  Изучая океанологию, мы узнали, что новые идеи и откры­тия часто приходят, лишь если объединить специальные знания из нескольких дисциплин. Например, биолог пытает­ся объяснить, как работают головные придатки (антеннулы) веслоногих рачков (см. рисунок 13.1); однако до тех пор, пока он не учтет вязкость воды — одно из важнейших ее физиче­ских свойств, — адекватного объяснения он не получит. Любая гипотеза, призванная объяснить, почему такие при­датки закрепились в ходе эволюции, должна удовлетворять и физическим условиям. Ведь и сложная картина движения водной среды, и фактор плавучести, и вертикальное переме­шивание приповерхностных слоев ветрами и волнами — все это влияет на распределение растений, которые служат пи­щей для копепод.

  Химик занимается определением химических реакций, по­средством которых элементы попадают в океан из рек и ат­мосферы и затем уходят из водной среды в осадки. В свою очередь эти элементы также участвуют в некоторой сово­купности биологических реакций — процессов, влияющих на степень и скорости растворения, разложения и выпадения осадка. Практически половина всего объема морских осад­ков имеет биогенное происхождение, а поэтому геологи, чтобы правильно интерпретировать историю осадконакопления, должны знать морскую биологию и химию. И на­оборот, достижения морской геологии имеют первостепен­ное значение как для биолога, изучающего жизненные цик­лы организмов, так и для химика, исследующего реакции в морской воде.

  Итак, необходимо взглянуть на мир океана глазами специалистов по всем классическим наукам. Цель такого об­зора, — во-первых, установить характер специфических за­дач, интересующих тех и иных специалистов, и, во-вторых, определить области, где нужен обмен знаниями между раз­ными дисциплинами. Для связности рассуждений мы ис­пользуем общую схему строения Земли, на которой будем отмечать задачи и темы для изучения. Многие из них отно­сятся к двум или трем дисциплинам; здесь и сосредоточены интересы междисциплинарных исследований.